История Skoda
Производство Шкода начиналось вовсе не с
автомобилей и долгое время к автомобилям имело весьма далекое отношение.
Автомобилями занималась компания Laurin&Klement, которая в свою очередь долгое
время не имела отношения к Шкоде.
История же
фирмы Шкода началась в 1859 году: граф Валленштейн-Вартенберк основал литейную и
машиностроительную фабрику в городе Пльзень. Фабрика выпускала оборудование для
сахарных мельниц, пивоварен, шахт, паровых двигателей и котлов, элементы
металлических мостов и железнодорожных сооружений. В 1869 владельцем фабрики
стал инженер и предприниматель Эмиль Шкода (Emil Skoda), фамилия которого и
стала торговой маркой.
Производство на Шкоде быстро росло и в 1880-х
годах фабрика являлась передовым по тому времени литейным и
металлообрабатывающим производством. Литьё, а позже и кованные изделия Шкода
поставлялись для больших пассажирских лайнеров и военных кораблей, а также для
сахарных мельниц.
В 1899 году, продолжавшая расти фабрика была
преобразована в "Акционерную компанию Шкода". Продукция Шкода поставлялась на
экспорт для строительства
электростанций (например, на Ниагарском водопаде), шлюзов (на Суэцком канале) и
в другие регионы мира.
Перед Первой Мировой войной Шкода стала
крупнейшим производителем оружия в Австро-Венгрии и поставляла тяжелые пушки и
боеприпасы для армии и флота (Австро-Венгрия имела выход на Адриатическое море).
Были у Шкоды договора на поставку вооружений
в Южную Америку и в дальневосточные страны. Во время Первой Мировой войны в
расширение военного производства были вложены громадные суммы. В это время
фабрики Шкода уже лидировали по выпуску военного снаряжения. В 1917 г. в одном
только Пльзене было 35000 сотрудников.
После образования в 1918
году Чехословацкой республики, в сложных экономических условиях послевоенной
Европы, Шкода трансформировалась из исключительно военного производства в
многопрофильное. В производственную программу, помимо традиционных направлений,
вошли несколько новых, таких, как выпуск паровозов и (позднее) электровозов
грузовых и легковых автомобилей самолетов, кораблей, станков, паровых турбин,
оборудования для электростанций и т.д.
В
1923 была зарегистрирована всемирно известная эмблема компании - крылатая стрела
в круге. Ухудшающаяся политическая обстановка в Европе привела к росту
производства вооружения в середине тридцатых годов.
Вторая
мировая война и вынужденная интеграция компании в немецкую программу
производства вооружений привели к серьезным потерям для самой фабрики (70%
зданий компании было разрушено во время бомбардировки союзниками в 1945) и к
потере нескольких иностранных рынков.
В 1945 компания была национализирована. Skoda постепенно была
разбита на различные подразделения (как то, автомобильная фабрика в Млада
Болеславе, авиационная фабрика в Праге, заводы в Словакии, а также фабрики,
выпускавшие оборудование для пищевой индустрии). Основным направлением
деятельности компании стал выпуск оборудования для тяжелого машиностроения,
крупные конструкции для индустриального сектора, общественный транспорт и
электростанции. Большинство экспорта направлялось в восточный блок.
С изменением политического климата в 1989 году начался
постепенный процесс приватизации SKODA,сопровождавшийся изменением программы
выпуска продукции, поиском новых контактов и рынков сбыта, отличавшихся от
привычных и часто приоритетных (и единственных), таких, как страны Comecon и
Советский Союз, и резко сократившихся после 1989 года.
В
1992 компания была приватизирована по так называемому чешскому методу. Она
начала расширять свою деятельность (купив автозаводы TATRA и LIAZ и построив
фабрику по производству алюминиевых банок для напитков). Это расширение привело
к финансовой нестабильности компании. Эта ситуация завершилась в 1999, когда
было заключено соглашение с основными банками-кредиторами о замораживании
деятельности компании, и началась полная реструктуризация группы SKODA.
Результатом стала юридическая и финансовая стабильность компании. В настоящее
время продолжается реструктуризация входящих в группу компаний по секторам
экономики. В апреле 2000 у руля встала SKODA HOLDING a.s., контролирующая, в
первую очередь, 90 дочерних компаний и большинство выпускаемой продукции.
В 1895 году, как раз под Рождество, было
основано небольшое предприятие по производству и ремонту велосипедов Slavia. Его
владельцы, 30-летний Вацлав Лаурин (Vaclav Laurin) и 27-летний Вацлав Клемент (Vaclav
Klement), так бы и продолжали конструирование вышеупомянутых агрегатов, если бы
не гениальная идея, подтолкнувшая их к созданию одноцилиндрового мотора,
вмонтированного в раму велосипеда.
Родоначальники марки Laurin&Klement, в последствии сменившей название на Skoda —
Вацлав Клемент и Вацлав Лаурин.
Это был
небольшой, но очень значительный шаг — шаг прогресса. В конце 1898 года был
выпущен мотоцикл под маркой Laurin&Klement — первый мотоцикл, достаточно
надёжный для ежедневной эксплуатации. В газете Allgemeine Automobil Zaitung
отмечалось: «Можно по праву выделить фирму Laurin&Klement в Чешском королевстве
как создателя моторной двухколёсной повозки, не умаляя заслуг французских
конструкторов братьев Вернер. Те присоединили к простому велосипеду, не изменив
даже его линии, двигатель, в то время как Laurin&Klement пошли диаметрально
противоположным путём. Они вокруг двигателя и его органов построили велосипед.
Идея была одна, но подходы различные. Разница заключается в том, что французы
подчёркивали принцип велосипеда, чехи же — принцип автомобиля. И чехи оказались
правы».
Прошло всего три года, и принципиально новая
модель трёхколёсного мотоцикла, способная разгоняться до 40 км/ч, сошла с
конвейера.
Первый автомобиль от
Лаурина и Клемента носил имя L&K Voiturette появился в 1905 году.
И это было только самое начало истории, так как в 1905 году
Лаурин и Клемент совершили огромный рывок и представили свой первый автомобиль
L&K Voiturette. Это были 2-х и 4-местные лёгкие машины с V-образными
2-цилиндровыми моторами с водяным охлаждением. В том же году автомобили были
выставлены на классические гонки в Семмеринге (Австрия), где победили в классе
дорожных автомобилей. В 1906 году на автомобили были установлены 4-цилиндровые
двигатели, а ещё через год появляется автомобиль Laurin&Klement с 8-цилиндровым
мотором.
Успех, как это ни парадоксально, принёс с
собой беспокойство. Производство автомобилей требовало новых земель, зданий,
оборудования — другими словами, инвестиций.
С 1 января 1907 года партнёры
начали процесс трансформирования фирмы Laurin&?Klement в акционерную компанию.
19 июля 1907 года фирма была официально зарегистрирована как «Laurin&Klement»,
акционерная компания, автомобильный завод в Млада Болеславе».
Торговые представители L&K радостно «потирали
руки» при виде успеха новой четырёхцилиндровой модели F, имеющей двигатель с
рабочим объёмом 2438 куб. см. с боковыми клапанами в L-образной головке
мощностью в 21 л.с. Кроме того, машина впервые была оснащена магнето-зажиганием
высокого напряжения со свечами.
Их ожидания не были напрасны — в период между
маем 1907 года и октябрем 1909 года была продана 371 такая машина.
Автомобиль был предложен во множестве версий
с пассажирским кузовом или кузовом специального назначения, как, например,
лёгкий автобус, который в брошюрах компании того времени именовался, как «омнибас».
После соединения двух четырёхцилиндровых
блоков типа F в едином картере появился необычный автомобиль Laurin&Klement FF —
первая восьмицилиндровая машина в Центральной Европе.
В 1907 году завод участвовал на выставках
в Лейпциге, Париже, Берлине и Санкт-Петербурге и открыл постоянные
представительства в Германии, Италии, Великобритании и России. Внутри страны,
то есть, в пределах империи, процветали отделения в Праге и Вене, и было также
открыто новое отделение в Будапеште.
Успехи, достигнутые в спортивных
соревнованиях, оставались мощнейшим доказательством качества продукции
предприятия (среди них — победа в наиболее престижном спортивном событии
в стране — автогонке на вершину Семмеринг).
В 1908 году завод L&К выпустил последнюю
двухцилиндровую модель. Все автомобили, которые выпускались после этого, имели
четырёхцилиндровые двигатели.
В этом же году фирма L&К доказала, что она
способна удовлетворять конкретные конструктивные заказы, одержав победу
в тендере, объявленном администрацией Черногории на производство автомобилей,
приспособленных для перевозки пассажиров и почты по крутым и узким дорогам с
множеством ограниченных поворотов, которые связывали Котор с внутренней частью
страны (завод L&К выиграл это соревнование, предложив модифицированные
автомобили, построенные на укороченном шасси, в которых водительская кабина
размещалась над двигателем.)
В 1909—1910 годах по заказу Венского
магистрата было сделано 100 автомобилей-такси. Они работали много лет, и ещё
в 1928 году некоторые из них встречались на улицах Вены.
В 1911 году в производство был запущен
автомобиль модели S с двигателем мощностью 14 л.с. Он стал самой популярной
моделью фирмы перед Первой Мировой войной. Laurin&Klement типа S пользовался
спросом не только в стране, но и за рубежом, особенно в России, куда продавалось
35% выпускавшихся машин. Были созданы филиалы фирмы в Петербурге, Москве, Киеве
и Ростове. Крупные партии автомобилей Laurin&Klement продавались в Японию,
Китай, Австралию, Мексику, Германию и Англию.
Но кроме легковых и грузовых автомобилей
компания в разное время производила авиационные двигатели (и самолёты, в том
числе), гоночные авто, стационарные двигатели для выработки электричества,
дорожные катки и многое другое, что поистине является необычным явлением для
автомобильных компаний.
Шли годы, появлялись новые автомобили, всё
лучше и лучше… И это было не столько влияние прогресса, сколько трудолюбие и
целеустремлённость работников компании.
В годы Первой Мировой войны деятельность
компании была направлена на производство военной техники…
27 июня 1925 года, на основании решения о слиянии компаний
Laurin&Klement и акционерного общества Skoda, синдикат «Шкода» стал полноправным
владельцем (100%) автомобильного завода в Млада Болеславе.
Сразу же возникла необходимость в новой
торговой марке (товарном знаке), охраняемой авторским правом. Её происхождение
окружено слухами и домыслами, что является достаточно примечательным с учётом
того факта, что «Шкода» была одной из наиболее значительных и хорошо
организованных компаний.
Некто предложил в качестве символа голову индейца. Сразу же
возникает разумный вопрос: «Индеец в Чехии?!». Со слов современников
оказывается, что Эмиля Шкоду (Emil Skoda) в его путешествии по Америке
сопровождал верный индеец, и что профиль этого индейца висел в кабинете Шкоды.
На основе этого портрета было создано рельефное изображение, имевшее
25 сантиметров в диаметре, которое висело в кабинетах ряда руководителей
компании.
А крылатая стрела привилась и стала символом
эффективности и скорости благодаря, в основном, локомотивам «Шкоды», на которых
публика впервые увидела новую торговую марку.
Область производства была поистине огромна: было развёрнуто
производство огромного трейлерного тягача, электрогазового автомобиля, машин «Тиллинг-Стивенс»,
бронированных автомобилей, стационарных двигателей и двигателей для аэропланов,
а также самолётов «Девойтин» и даже дорожного трактора.
В конце
20-х годов основным пассажирским автомобилем, выпускавшимся заводом в Млада
Болеславе, стала самая маленькая машина L&К — «Шкода 110», которых в период
между 1925 и 1929 годами было выпущено 2985 штук. Эта автомашина постепенно
модернизировалась и улучшалась.
Модель 110 — самый
миниатюрный автомобиль Skoda конца 20-х.
Производство с помощью сборочной линии
революционизировало промышленность в экономических условиях Чехословакии (ранее
только обувной фабрикант Бата совершил переход на эту технологию).
Организация производства с помощью сборочной
линии стала такой сенсацией, что она попала в сферу внимания всех газет
и журналов. В 1930 году сборочная линия могла производить 25 машин в день,
а после проведения небольших модификаций и введения трёхсменной работы её
производительность удалось увеличить до 95 автомашин в день.
Новые модели 4R и 6R,
которые были первыми, имевшими именно торговый знак «Шкоды», были призваны
улучшить и так неплохую width=LiveInternet: показано число просмотров за 24 часа, посетит/divu
v:shape id= xmlns:w=nbsp;1909—1910rn:schemas-microsoft-com:office:wordелей за 24 часа и за сегодня/nbsp;л.с. Онситуацию. Наибольшим достоинством этих двух моделей была
стандартизация и унификация деталей — коробок передач, осей, рулевой части,
а также многих других частей. «Шкода» 4R и 6R представляли собой дальнейший шаг
в развитии.
Модели 6R и 4R — первые
автомобили компании, которые выпускались непосредственно под маркой Skoda.
В 1930 году
«Шкода» занимала второе место в стране по общему количеству выпускаемых
автомобилей и третье место по количеству легковых автомобилей, выпускавшихся в
Чехословакии. Несмотря на то, что компания предпочитала количеству качество,
было решено изменить это положение. Начиная с 1 января 1930 года завод в Млада
Болеславе стал «Акционерной компанией автомобильной промышленности» (АSAP),
штаб-квартира которой размещалась в Праге. Компания включала в себя завод
по производству легковых автомобилей в Млада Болеславе, автомобильное отделение
в Пльзене, ремонтное предприятие в Праге — «Элка», а также все филиалы,
ремонтные предприятия и коммерческие представительства. А все акции находились
в руках Пльзеньской компании, которая вновь приняла название «завод Шкода».
«Акционерную компанию автомобильной промышленности» возглавил инженер Ян Новак.
Skoda
Popular стала победительницей ралли Монте-Карло, хотя от неё этого никто не
ожидал.
Skoda Favorit, сменившая модель Popular, стала довольно
массовой благодаря не самой высокой цене.
Уже через
четыре года автомобильный рынок потрясла Skoda-Popular с новой системой
трансмиссии, которая выиграла в 1936 году второй заезд на ралли в Монте-Карло,
а на смену ей пришла Skoda Favorit, потом двухдверная Skoda 1101 (Skoda Spartak),
которая в результате пятилетнего усовершенствования превратилась в хорошо всем
известную Octavia.
Наступая ей на пятки, появилась Felicia. Начиная с 1964-го и
вплоть до 1988 года, выпускались модели с мотором в задней части кузова. И лишь
в моделях «Фаворит» и «Форман» мотор вернулся на своё традиционное место.
Skoda Favorit относилась к автомобилям гольф-класса, но по
сравнению с одноклассниками стоила дешевле. Универсал носил название Forman.
В 1991 году случилось,
пожалуй, самое важное событие в истории «Шкоды», так как она стала частью
мощного германского концерна «Фольксваген Груп». Плодами этого события стало
появление новой «Фелиции», а вслед за ней «Октавии» и «Фабии».
Новая Skoda Felicia
создавалась уже под руководством концерна Volkswagen.
Последним достижением
Skoda Auto стало возрождение Skoda Superb, который возглавил модельный ряд.
Появление Superb знаменует возвращение Skoda в класс представительских
автомобилей. Skoda назвала эту машину именем модели, выпускавшейся с 1934 по
1949 годы.
Первое поколение Skoda Suberb появился в 1934 году и являлся
флагманом модельного ряда чешской компании.
Имя Superb имеет давние
традиции и означает одно и тоже в английском, немецком и французском языках —
величественный, замечательный, эффектный, благородный. Новый Superb полностью
оправдывает своё название.
Сегодня на предприятии Skoda Auto работает
около 18 тысяч человек, а треть всех рабочих мест Чешской республики, так или
иначе, существуют благодаря деятельности этого предприятия. 80% автомобилей
Skoda идёт на экспорт в 64 страны мира, обеспечивая около 9,6% всех экспортных
операций Чешской республики.
Возрождённая Skoda Superb построена на удлинённой платформе
Volkswagen Passat для китайского рынка.